ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ СЕЛА САННОМЫСК
Осмысление процессов, происходящих в мире, общее кризисное состояние духовности в сегодняшнем цивилизованном обществе, особенно среди подрастающего поколения и молодежи, привели нас к осознанию необходимости приоткрыть занавесу прошлого, поискать истоки национальной культуры в возрождении традиций минувшего.
Объять необъятное невозможно, поэтому в проекте исследование ограниченной темы: происхождение села, традиции, сохранившиеся на сегодняшний день и возрождение традиций, утратившихся в настоящее время.
Основателями села Санномыск в основном являются казаки, приехавшие в Сибирь в поисках лучшей доли. Своеобразие культуры казачества определяется многими факторами, в том числе местонахождением и влиянием культур разных национальностей.
Казаки пришли в Сибирь в три этапа:
I – 1640-1770г.г во главе с Ермаком - донские казаки и ссыльные запорожцы
II – 1775г. яицкие (уральские), принимавшие участие в восстании Е. Пугачева
III – с конца 18 века пришли енисейские казаки в поисках лучшей доли.
На втором этапе из переселившихся казаков, иметь сведения одно дело: служение Отечеству и царю, были образованы две команды: Нерчинская и Удинская (позже Верхнеудинская), а также сформировано пограничное казачье войско для охраны восточных рубежей.
В 1823 году команды были переименованы в Забайкальский казачий полк. Первым атаманом стал капитан Татаринов.
Казачьи станицы стали образовываться с конца 18 века, их основателями стали оставшиеся в штате казаки и военные поселенцы.
По данным, общеизвестным на сегодняшний день, бытует легенда: село Санномыск получило свое название от мыса, находящегося напротив села -Санный (сонный), названого в честь исторического события: в 1891 году царь Николай, путешествующий по Сибири, ночевал на мысе, сон его охраняли казаки Сибирского войска и за то, что сон его никто не потревожил, был назван мыс Сонным.
До этого, якобы, село называлось Горячкино.
Как показали исследования, по данным материалов Государственного архива Республики Бурятии г. Улан- Удэ ни в одном документе, начиная со 2 –ой половины 16 века, не упоминается названия села Горячкино (были исследованы пути этапов и караванов).
Зато в 1864 году по Клировой ведомости Кульской Спасской церкви в селе Санномыск было 12 дворов и проживало 91 жителей. Таким образом, исходя из вышеизложенного, приходим к заключению, что, вероятнее всего, мыс был назван по названию деревни, а почему так названо село, на сегодняшний день, - загадка.
Название села аналогично по написанию названию города Невинномысск (Ставропольский край), возможно, кто-то из предков был и из тех мест, но мы не исследовали данную тенденцию.
Обратившись к воспоминаниям старожилов, опротестовывавших версию о первом казаке, поселившимся на территории нынешнего села Санномыск, - Челондаеве, констатируем: первым казаком, обзаведшимся семьей и обосновавшимся в будущем селе, где были расположены только казармы, - был казак Хайдуков Иван.
По данным архива установлен очень интересный факт. В «Деле по донесениям командиров о бракосочетании урядников и казаков за 1823-1846 гг.» сохранился документ, имеющий непосредственное отношение к исследуемой истории.
Казак Кульской этапной команды Иван Хайдуков просит разрешение у атамана казацкого Забайкалького полка капитана Татаринова на женитьбу на крестьянской дочери Варваре Андреевне Тунгусовой – документ датирован 24 октября 1829 года. Разрешение было получено, и 27 октября 1829 года, с благословения командующего Кульским этапом подпоручика Первухина, состоялось венчание казака и девицы в Кульской Спасской церкви. Венчал молодых священник Соболев.
Таким образом, основываясь на полученных фактах, установлено: село было образовано в 1 половине 18 века, казаками, сосланными на 2 этапе заселения Сибири казачеством. За дату основания села предположительно возможно установить дату венчания первого казака, осмелившегося поселиться рядом с казармами этапной команды.
До наших дней дошла своеобразная традиция: проводы в армию с Мыска за селом, причем обязательным является зажжение костра (традиция уральских казаков). В старину с этого мыса зимой также катались на санях, да и сейчас местная детвора не упускает возможности в воскресные дни, прихватив санки, сходить на Мысок.
Мыс являлся, по всей видимости, священным местом, и именно этот мыс и дал название селу. Через Мысок пролегал санный путь, отсюда и название села - Санномыск: санный (путь)+ мысък (старорусское написание:, ъ – утратила свое значение)
В советское время написание села шло с двумя буквами с, базируясь, по всей видимости, на бытовавшей легенде: если село образовано от сочетания санный(сонный) мыс, в этом случае требуется написание двух н и двух с, основы слов санн(сон) + мыс + суффикс ск. В Клировой ведомости Кульской Спасской церкви 1864 года название села пишется с одним с.
В Казачестве общее всегда было выше личного. Казаки всегда служили родной земле – Святой Руси, своему народу и своему Государству.
Главной задачей Забайкальского казачьего полка была охрана границы с Китаем и несение военной службы внутри страны: командировались казаки на золотые прииски, для охраны, для сопровождения ссыльных и арестантов.
В 1851 году Забайкальский городовой полк был переименован в Забайкальское казачье войско. В войске имелись сотенные правления, одно из них было и в Санномыске.
К 1860 году в Бурятии проживало 1367 казаков. Осевшие и обзаведшиеся хозяйством казаки освобождались от уплаты налога – ясака.
Позже прибыли казаки вместе с семьями. Пришли они, конечно, не на пустое место. Здесь жили, ведя кочевой образ жизни и занимаясь скотоводством, буряты. Казаки научили местных жителей пахать землю, разводить огороды.
Казаки, пришедшие в Сибирь с этапом, сопровождающим пугачевских крестьян, были, как правило, одиноки, отсюда и межнациональные браки - яркий пример: брак основателей села казака Хайдукова Ивана и местной бурятки Тунгусовой Варвары. Смешанная кровь предков дает о себе знать и по сей день: нет предвзятого отношения ни к какой нации. Потомки первых казаков – Хайдуковы, Краснопеевы, Челондаевы – и сейчас живут в родном селе Санномыск. Отсюда утверждение: воспитание в казачестве никогда не зависело от национальностей и вероисповедания. Традиции казачества получили свое воплощение и в песнопении.
В казачьих полках, сформированных из казаков близлежайщих селений, было гордостью иметь не только искусных запевал, но и хорошо сложившийся певческий коллектив. Репертуар песен был устойчив, так как молодое пополнение шло из одних и тех же мест. Традиции песенного фольклора в среде казаков передавались по мужской линии. До наших дней дошли песни в исполнении женщин.
Исходя из этого, чтобы быть ближе к своим истокам и традициям, распространять их среди всего населения, в 2007 году на базе вокальной группы села «Селяночка» был образован казачий фольклорный ансамбль. Свойственное для казаков двухголосье получило продолжение в выступлениях «Вольницы», так решено было назвать созданный коллектив.
Казак – это особая философия и образ мыслей.
До нас дошли казачьи пословицы, в которых ярко отражен дух, сознание, нравственность и мораль этого братства людей:
Казака в степи только пуля догонит.
И шашка остра, а дух – сильнее.
Где казак, там и слава!
Казака даже черт боится!
Не всяк тот казак, что фуражку набекрень носит.
Слава предков – не ржавеет.
Кровь казачья – не водица.
Либо грудь в крестах, либо голова в кустах.
Пташка не без воли, казак не без доли.
Плуг блестит, пока пашет.
Казаки от казаков ведутся.
Хоть папаха черна, да душа светла.
Казачье войско прекратило свое существование в 1920 году в связи с ликвидацией казачества как военного сословия. В советское время казаков не стало как сословия и имя «казак» стало нарицательным.
История казачества была искажена в годы Советской власти. Упоминание о казаках было неуместно, так как они служили царю и Отечеству, являясь исполнителями «государевой» воли.
Но казачья кровь – не водица. Возрождение казачества началось в 1989 году. В 1990 году обоснован Союз казаков в г. Москве, с 1995 года на территории Республики Бурятия действует 1-й (Верхнеудинский) отдел Забайкальского казачьего войска.
Тернист был путь возрождения, тяжелы годы изгнания и незнания. Потомки были оторваны от своих корней. Но как говорится: казаки от казаков ведутся.
Одна из заповедей казаков гласит: по тебе судят обо всем казачестве и народе своем. Казачьи заповеди взывают к общечеловеческой морали и этическим нормам, они так необходимы и нужны в нашу эпоху, потому что их основная направленность состоит в том, чтобы воспитать молодежь, следуя вразумительным общечеловеческим нормам морали и нравственности.
Воспитание у казаков, как у социальной общности людей, прививало нравственные устои, уважение к вере и обычаям других народов, таким образом, не оставляя места в душах людей для вражды, терроризма и экстремизма.
Сельское поселение «Кульское» расположено в юго-западной части территории Хоринского района Республики Бурятия и граничит с южной стороны с Кижингинским районом РБ, на западе – с СП «Хандагайское» и на небольшом участке- с СП «Верхне-Талецкое», с севера граница проходит по реке «Уда», с северо- восточной стороны – с СП «Улан-Одонское», с восточной стороны – с СП «Хоринское».
Территорию сельского поселения составляют исторически-сложившиеся земли поселения и их общая площадь составляет 43332 га.
На территории поселения находится 3 населенных пункта, 273 личных подсобных хозяйств, население на 01.01.2009 г. - 862 чел., в том числе:
-
село Кульск – численность дворов 53, население 207, расстояние до центральной усадьбы поселения 17 км;
-
село Санномыск – дворов 140, население 457 чел., расстояние до районного центра с.Хоринск – 35 км.;
-
село Тарбагатай – дворов 61, население 198 чел., расстояние до центра поселения – 18 км.
Все населенные пункты находятся в пойме реки Уды по левую сторону. По территории поселения проходит гравийная дорога республиканского значения Улан-Удэ – Кижинга. Расстояние от административного центра поселения - с.Санномыск – до ближайшей железнодорожной станции Заиграево составляет 125 км.
Население поселения по национальному составу состоит:
русские – 95.8%, буряты – 2.0%, татары – 1.6%, другие национальности – 0.6%.
По половому признаку население составляет: женщин – 422 человек и мужчин – 423 человек
В поселении сложилась тенденция старения населения, характерная для большинства сельских поселений, это обусловлено тем, что большинство молодых людей после окончания учебных заведений остаются работать в г.Улан-Удэ из-за невостребованности на селе и низкой заработной платы в сельхозпроизводстве. Этот процесс, в свою очередь, сказывается на миграционном оттоке населения.
В 2009 году отмечен рост рождаемости, по отношению к показателю 2007 года рост составил 167%, это в первую это в первую очередь связывается с рядом Законов РФ принятых по демографии.
На территории поселения работают следующие организации:
-
СПК «Рассвет», директор Михайлов Михаил Александрович, адрес: с.Санномыск ул.Ленина 10
-
Администрация сельского поселения «Кульское», глава Дунаева Людмила Анатольевна, адрес: с.Санномыск ул.Советская,31
-
МОУ Санномыская средняя общеобразовательная школа, директор Романова Евгения Ильинична, адрес: с.Санномыск ул.Ленина,1
-
Тарбагатайская начальная школа, директор Скворцова Наталья ВалентиновнаЮ адрес: с.Тарбагатай ул. Тарбагатайская ,32
-
Кульская начальная школа, директор Мартынова Ирина Анатольевна, адрес: с.Кульск ул.Кульская ,15
-
Санномыский д/сад «Ручеек», заведующая Краснопеева Татьяна Владимировна ,адрес: с.Санномыск ул.Ленина, 10а
-
СРЦН, директор Калинин Анатолий Викторович, адрес: с.Санномыск ул.Ленина, 7
Уровень и качество жизни населения напрямую зависят от получаемых населением доходов, которые в свою очередь зависят от оплаты труда, социальных выплат и прочих доходов.
Сложившаяся за последние десятилетие не только в поселении, но и в целом по стране, ситуация в сельском хозяйстве (диспаритет цен, низкие государственные инвестиции) не позволяет сельхозпредприятиям производить достойную оплату труда, а так как основная часть трудоспособного населения занята в сельскохозяйственном производстве (СПК « Рассвет», личные подсобные хозяйства), то и денежные доходы в целом по поселению низкие.
Всего денежные доходы поселения оцениваются в 13.6 млн.рублей.